По просьбам читателей: сериал сквозь метафоры психоанализа
Анекдот про двух пингвинов, рассказанный агентом Дейлом Купером в тот момент, когда он влюбляется, открывает одну из ключевых интриг сериала. Борьба Купера с самим собой и попытка не влюбиться в прекрасную принцессу в течение первых двух сезонов заканчивается окончательной и безоговорочной капитуляцией перед самим собой и принцессой.
Маленькому человеку гораздо легче сказать: «мое полено боится», чем признать свой страх внутри себя.
«Твин Пикс-3» — это современный новый эпос про возвращение героя к самому себе, Дейл — это новый Орфей, который ищет свою Эвридику (Лору Палмер, забытую им во втором сезоне официантку Эми или самой нашедшуюся Дайан). И надо бы самому вернуться, но кто этот «Я»: тот ли Дейл или другой. Он уже в реальном мире, но все еще внутри ада, так пространство и время сделали петлю, все смешав воедино.
Твин Пикс кажется идеальным и с точки зрения пространства: здесь все хорошо, начиная с превосходного кофе в придорожного кафе и заканчивая природой вокруг него. Но город осаждает страх, а наш герой противостоит ему.
Путешествие Дейла Купера — это путешествие к своим страхам, к «зеленым человечкам» или сквозь них.
В своей новелле «Четыре цикла» Хорхе Луис Борхес назвал четыра основных сюжета, вокруг которых крутится вся мировая литература. Вот они:
1) Страх перед временем — страх старости и смерти, перед неизвестностью будущего.
Возьмем Майора Бриггса. Самый большой его страх, что «одной любви может оказаться недостаточно». Обилие «зеленых человечков», за которыми он наблюдал и вход в мир которых находился в окрестностях Твин Пикса, настолько же комично, насколько и ужасно. Абсурд, доведенный до предела.
Но пещера в психоанализе — это снова лоно. Это то место, куда входит уже выросший герой, в руках у него, как правило, меч.
Защитив город от сил зла, найдя свое истинное сокровище и королеву, Купер сходит в самый ад в конце второго сезона и там сотрясает мир и зрителя вопросом о том, может ли он погибнуть ради спасения другого. Ответив «да» без замедления и не увидев ни справедливости, ни милосердия в ответ, агент пропадает в пространстве вигвама, а автор сериала оставляет нас на 25 лет.
И наш герой Дейл Купер в это пространство попадает по факту любви и встречи с женщиной. Без меча в сериале не обошлось, если вы помните баталии хозяина отеля Бенджамина Хорна.
Может быть, это попытка каждого человека вернуться в момент своего зачатия? Затем проконтролировать его, включая факт осмысленности и гарантированности своего сценария жизни.
Вход в чёрный вигвам открывается страхом. Зло вселяется в самых разнообразных персонажей, но Боб не источник зла, а один из его носителей. Зло не есть абстрактная внешняя сила, зло — категория внутренняя. Зло — это страх.
Страх в сериале — одна из основных тем, можно сказать, что страх чуть ли не главный герой «Твин Пикса» наравне с бесстрашным агентом ФБР Дейлом Купером.
Вторая, связанная с первой, — о возвращении. Об Улиссе, после десяти лет скитаний по грозным морям и остановок на зачарованных островах приплывшем к родной Итаке…
«Историй всего четыре. Одна, самая старая — об укрепленном городе, который штурмуют и обороняют герои. Защитники знают, что город обречен мечу и огню, а сопротивление бесполезно; самый прославленный из завоевателей, Ахилл, знает, что обречен погибнуть, не дожив до победы. Века принесли в сюжет элементы волшебства…
В античной мифологии этот сюжет, как нам известно благодаря Гомеру и Борхесу, представлен Троей. В поздней истории — это Эдем. В нашем эпосе это городок Твин Пикс — настоящий заповедник, райский город-сад. Здесь форель играет в чистых ручьях, здесь все девушки — королевы красоты, пончики вкуса райских яблок, а воздух можно заворачивать и продавать.
Но в каком-то смысле «зеленые человечки» — это метафора всего злого. Механизм психической защиты, который называется «проекция» — это экстернализация наших внутренних «зеленых человечков», которых мы пытаемся найти где-то снаружи, передав им вину за что-то злое в нашей жизни. Не справившись с частью себя, мы отвергаем ее и проецируем на что-то или кого-то внешнего.
Психоанализ уточняет типы тревоги в связи с тем, что человек вовлечен в объектные отношения с самого рождения (это отношения с другим):
2) Страх перед пространством может принимать различные формы, из которых основными являются: страх перед замкнутым или открытым пространством, страх темноты или глубины.
Фактически, мы ищем того внутреннего бога, который есть в нас, но нам не так просто дается эта мысль, — нам легче искать золотое руно. Легче поставить цель снаружи и бежать за ней, как за морковкой, обретая смысл жизни, оправдываясь в своем собственном существовании. Загадка загадок сфинкса оказывается загадкой про меня, про человека.
Возвращением будет весь третий сезон «Твин Пикса», который коротко можно назвать словом «домой», это тема из «Одиссеи».
Поиск — это вся наша жизнь: мы то ищем покоя, то ставим новые цели, то участвуем в новых гонках. Обретая приз, мы находим себя уже на новой беговой дорожке. Мы ищем сокровище, как его искали аргонавты, и как его искал Дейл Купер.
Обложка: ABC.
Метафору этого пространства мы постоянно находим в фильме, оно названо вигвамом, завернуто в складки красных штор.
4) Страх перед собой. Страх и непонимание себя, своих мыслей, каких-то проявлений своей личности, боязнь сойти с ума; страх перед своими возможными поступками или мыслями, страх потерять контроль над собой, потерять себя.
Последняя история — о самоубийстве бога. Атис во Фригии калечит и убивает себя; Один жертвует собой Одину, самому себе, девять дней вися на дереве, пригвожденный копьем; Христа распинают римские легионеры. Историй всего четыре. И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем пересказывать их — в том или ином виде».
В сериале нередко шутят про бессознательное, психоанализ, буддизм и просветление. А психоаналитик доктор Лоренс Джакоби, в итоге переквалифицировавшийся в коучи, не самый последний герой сериала.
Кто-то реально передвигается с места на место, пребывая во внешней эмиграции, постоянно путешествуя или меняя постоянное место жительства. Кто-то ищет его во внутренней эмиграции, создавая у себя особе райское состояние в медитациях, молитвах, походах на тренинги. Кто-то ждет появления этого места в будущем, надеясь на свои заслуги, а кто-то пребывает в воспоминаниях детства, счастливого брака, прекрасной юности, или особых времен.
Это место, где все безусловно хорошо, куда не пришла цивилизация, где человек еще не оставил своего разрушительного следа. Идеальное место. Путешествие к внутреннему Эдему, который каждый из нас ищет.
У каждого есть свой райский сад, и каждый скорбит по его утрате или жаждет его обретения.
Поиском были приключения агента Купера, когда он пытался обнаружить источник зла, убийцу Лоры Палмер. Но, как выяснилось, с нахождением виновного поиск не закончился. Агент Купер завяз в новом поиске: он нашел идеальное место для жизни, которое и не искал, новую королеву, которая нашла его сама, а в третьем сезоне нашлась не терявшаяся Дайан.
Нам хочется быть уверенными, что наш путь завершится в вершинах гор, что, пройдя через темный лес и перейдя реку, мы найдем то место, откуда в кристальных небесах бьет чистый источник всего сущего, та истина, что мы ищем.
Интриг и сюжетов в Твин Пиксе множество, но они знакомы нам по историям из мировой литературы, и тем особенно дороги психологу: это все наши внутренние истории, наши сценарии жизни, наши скрытые мотивы поступков.
Надо дойти, но надо и суметь вернуться. Вернувшиеся после войны, приключений, после поисков и путешествий, всегда становятся немного другими. В пути они обретают знание, открывают самих себя. Они часть за частью присваивают себе идею бога, которого хочется познать, присвоить, чтобы стать им. Любое путешествие — это поиск божественного и присваивание себе части божества. Поэтому в конце пути — познание бога, но в итоге — человека, то есть себя.
Все мы путешествуем вглубь себя время от времени. В современном мире мы нашли туда безопасных проводников: одни — «психоаналитиков», другие — гуру или учителей для медитаций и духовных практик, а кто-то использует искусство и творчество как лодку, переносящую его через Стикс (например, снимает кино).
Психическая (внутренняя) действительность в психоанализе является или принимается нами за реальную (внешнюю). Пингвин действительно во фраке, раз он так думает, как бы мы ни хотели считать его просто пингвином. Служба Купера в ФБР — реальность. Черный костюм, который Купер теряет, но вновь обретает в третьем сезоне — метафора «фрака», внутренней реальности. Страдания внутреннего Рыцаря Купера по принцессе, его борьба с Тенью, поиски Бога, встречи с Собой, поход «Туда и обратно» сквозь пространство и время, встреча со страхами («зелеными человечками») и победа над ними, — все это и есть истинный сюжет «Твин Пикс»а. Сюжеты и истории остаются декорациями на Пути. Занавес, бархатная драпировка, оформление сцены — декорации. Метафору декораций и сцены нам постоянно предлагают в конце каждой серии третьего сезона с постоянством меняющегося музыкального рефрена. Смыслы внутри этих декораций создаем мы сами.
«Два пингвина идут по айсбергу. Один пингвин говорит второму: “Ты выглядишь так, будто на тебе фрак”. Второй ему отвечает: “А может, так оно и есть”».
— «Игра престолов» как терапия: зачем мы смотрим сериалы
Дейл Купер ищет, находит и попадает в новый поиск бесконечно. Этот поиск — встреча с самим собой, обнаружение все новых и новых своих талантов и способностей. Вот Дейл выигрывает на автоматах, вот он спасает коллегу на работе, вот он супер-любовник, вот он друг всех мафиози. Он бесконечно обречен находить в себе что-то новое, и это мешает ему вернуться к изначальному Дейлу, тому, который когда-то прибыл в Твин Пикс.
— Кто это?— Это человек.
Путь туда — не то же самое, что путь обратно. Войдя в пещеру, победив дракона, нельзя выйти из нее тем же человеком. В пещеру входит человек, а выходит из нее бог. Если путь ТУДА — это дорога от человека к богу, то путь ОБРАТНО — это дорога бога к человеку. И Купер третьего сезона тоже немножко бог, ему не только повинуется фортуна, он видит невидимое, его нельзя убить.
Третья история — о поиске. Можно считать ее вариантом предыдущей. Это Ясон, плывущий за золотым руном, и тридцать персидских птиц, пересекающих горы и моря, чтобы увидеть лик своего бога — Симурга, который есть каждая из них и все они разом…
Интересно, что совершенно отдельно от Борхеса психологи назвали четыре основных страха каждого человека. Это страх времени, страх пространства, страх жизни и страх себя.
Кто часто видел в снах тему возвращение куда-то, куда нельзя вернуться, тот понимает ужас встречи с временем и пространством, когда все изменилось. В одни воды нельзя войти дважды, самолет в снах всегда улетает, а поезд всегда уходит. Вернуться в дом, в котором меня перестали ждать, или в который нельзя войти. Это одновременно страх времени, который связан со страхом перед жизнью и неизбежностью перемен.
Легко увидеть взаимосвязь всех этих страхов, сюжетов и тревог. Страх морали и совести — это, конечно, встреча человека с богом, а страх телесности связан со страхом пространства и охраной этого пространства, в то время как страх перед временем и страх потери любви объекта тоже связаны с темами путешествия туда и обратно, ожиданий и встреч.
В поиске мы приходим к пониманию бессмысленности всего и ценности самого пути. Конец приводит нас в начало, найденная на задворках пространства и времени живая Лора Палмер доставлена агентом Купером в родной Твин Пикс. Она стоит на пороге своего родного дома, но это давно не ее дом, — в него нельзя просто так вернуться. Время, подвластное режиссеру, делает петлю, но результаты все равно непредсказуемы. Жизнь остается жизнью. Где же наш внутренний бог, если путь к нему так долог и тяжел. Он в Пути. Иди и найдешь.
3) Страх жизни и ее непознаваемости: страх перед непонятным, страх перед таинственным, перед загадочными явлениями, перед бессмысленностью бытия.
С точки зрения психологии представление о таком райском состоянии — воспоминание симбиотического единства с матерью, которая кормит, согревает, заботится о теле и дарит безопасность. Это самое раннее наше воспоминание ощущений в ее баюкающих объятиях и еще более ранее — в материнской утробе. Оно не осознано, потому что у ребенка в этот период материнского симбиоза не развит ни язык, ни мышление, и нет способов метафоризации этих ощущений тепла и безопасности.
Постепенно сюжет про идеальное пространство превращается в сюжет про антипод пространства — лабиринт. Идеальное пространство становится страшным. «Твин Пикс-3» это история про возвращение из пространства-антипода, пространства-тупика, пожирающего пространства, пещеры.
— Массовая культура: психоаналитический взгляд
Дейл Купер все-таки влюбляется в бывшую монахиню, ныне официантку Эни Блекберн, та гибнет в пропасти вигвама, главный герой попадает в него сам, туда же, как в ад, попадает весь Твин Пикс со своими жителями, а весь третий сезон — это история про выход из ада.
Анекдот про двух пингвинов, рассказанный агентом Купером в конце второго сезона звучит так:
Источник: http://mobi-stock.ru